Алгоритмы и технологии Яндекса


Алгоритмы и технологии Яндекса

Мы много писали про факторы ранжирования Яндекса, так как нам важно понимать, какими требованиями должен обладать сайт, чтобы быть на первых позициях поисковой выдачи. Не менее интересны технологии Яндекса, применяемые для осуществления поиска, многие из которых были представлены совсем недавно и еще находятся в процессе тестирования.

Справка

Яндекс – наиболее динамичная российская интернет-компания, продолжающая укреплять свои позиции на международном рынке. На данный момент помимо одноименной поисковой системы, являющейся наиболее популярной среди соотечественников (поисковая доля компании равняется 61,9% по данным LiveInternet за декабрь 2013 г.), компания представляет более 50 сервисов, в том числе крупнейшую систему размещения контекстной рекламы Яндекс.Директ, обеспечивающую основной доход Яндекса. Всего сервисами компании, работающими в Беларуси, Казахстане, Турции и Украине, пользуются более 100 млн. людей из разных стран. В мае 2011 года произошло первое размещение акций компании на фондовой бирже NASDAQ.


Острова

В июле 2013 года Яндекс запустил бета-версию «Островов». Проще говоря, это новый интерфейс поисковой выдачи, в котором ответы на запросы пользователей представлены интерактивными блоками и позволяют пользователям решать задачи непосредственно в поиске без перехода на сайт. «Острова» поддерживают все доступные типы устройств: десктопы, планшеты и мобильные устройства.

«Острова» — это платформа Яндекса, которая улучшает представление сайтов в результатах поиска. Вместо традиционных статических текстовых блоков сайт может быть представлен в виде полезного интерактивного ответа.


Бета-версия Яндекс.Островов
Бета-версия Яндекс.Островов

По задумке поисковика информация в «Острове» должна обновляться в режиме реального времени. Но на данный момент поддержка real-time передачи данных доступна пока только для товаров интернет-магазинов и автодилеров.

Пример «Острова» в выдаче поисковика
Пример «Острова» в выдаче поисковика

«Острова» можно создать фактически для любого сайта, если его тИЦ не менее 200, а еженедельное количество посетителей составляет больше 100 человек. Все «Острова» обязательно проходят предварительную модерацию.

Не возникнет никаких проблем с отслеживанием конверсии трафика с «Островов», отчеты по интерактивным блокам уже доступны в Яндекс.Метрике. В них также можно проанализировать, какой аудитории интересны «Острова», по каким поисковым фразам пользователи находят их в поиске, как они взаимодействуют с формой каждого конкретного «Острова» и т.д.

Пока «Острова» никак не влияют на ранжирование сайтов в выдаче, но Яндекс обещает, что в будущем улучшение взаимодействия сайта с пользователем за счет интерактивных блоков будет учитываться в поведенческом факторе.

Функционал до сих пор находится в процессе тестирования и, по нашим наблюдениям, полноценных «Островов» на данный момент не так уж и много. Данный вид сниппета является релевантным в основном для компаний, предлагающих товары или услуги, таких как авиакомпании, интернет-магазины, автодилеры, банки, доставка еды, путешествия, развлечения и т.д.

Персонализированный поиск

Сегодня, когда информация доступна нам в любом месте 24/7, мы сталкиваемся с проблемой, как в этом потоке быстро найти интересующую нас информацию. Все веб-сервисы стараются облегчить жизнь своих пользователей, сэкономить их драгоценное время, выбирая за них и адаптируя контент под нужды каждого. Персонализация – это тенденция современного интернета, которую поисковые системы начали исповедовать одними из самых первых. Их цель сделать выдачу релевантной под запрос каждого конкретного пользователя.

Персонализация поиска — это попытка определить личный контекст для каждого пользователя и использовать полученные данные при формировании выдачи.


Как известно, запросы у всех нас разные и зависят от индивидуальных предпочтений. Определить, что именно ищет пользователь, поисковой машине помогает накопленная информация о нем.

Пример персонализированной выдачи Яндекса по односложному поисковому запросу
Пример персонализированной выдачи Яндекса по односложному поисковому запросу

В поисковой системе Яндекса существует специальная формула ранжирования, в которой используются персональные факторы пользователя, такие как история поисковых запросов, переходы на сайты из выдачи и т.д. Данные необходимые для персонализации поиска передаются с задержкой не более 7 секунд.

После того, как персональные факторы были определены, необходимо понять, какое влияние они оказывают на качество поиска. Оценки асессоров тут оказываются бесполезными, поэтому эффективность внедрения персональных факторов определяется экспериментальным путем на ограниченной группе пользователей. Полученные в ходе эксперимента данные обрабатываются и анализируются с использованием различных математических моделей, позволяющих оценить удовлетворенность пользователя полученным результатом. Если формула признается успешной, то она запускается для всех пользователей.

Ранжирование с учетом интересов пользователей
Ранжирование с учетом интересов пользователей

Персональный поиск полезен и удобен, но только не когда речь идет об определении видимости сайта. В данном случае выдача формируется в соответствие с вашими предпочтениями и будет отличаться от реального положения дел. Поэтому своим клиентам при проверке позиций сайта в поисковой выдаче Яндекса мы рекомендуем отключать настройку персонального поиска в «Личных настройках».

Отключение персонализации поиска Яндекса 1

Отключение персонализации поиска Яндекса
Отключение персонализации поиска Яндекса

Поиск с учетом региона

Все поисковые запросы делятся на геозависимые и геонезависимые, то есть с наличием или отсутствием привязки к какому-то определенному региону. Первых около 15-30% от общего потока. Геозависимость запроса поисковые системы определяют на основе статистических данных о запросах к Яндексу. При этом запрос может и не содержать географического объекта, но он подразумевается. Когда мы ищем кинотеатр или пиццерию, нам важно, чтобы в результатах поиска находились ближайшие к нам заведения, поэтому по таким запросам поисковый системы осуществляют поиск по сайтам с учетом региона.

Поиск с учетом региона — технология, позволяющая по геозависимым запросам ранжировать региональные сайты выше нерегиональных.


Для формирования релевантной выдачи необходимо определить географическое положение пользователя и регион сайта. Регион пользователя определяется автоматически по IP-адресу или вручную, или вручную в настройках:

Региональная настройка

Региональная принадлежность сайта определяется:

  • автоматически по контактной информации на сайте, контексту контента;
  • задается веб-мастером в Яндекс.Вебмастере, в данном случае каждому сайту можно присвоить только один регион;
  • редакторами Яндекс.Каталога. Если сайт там зарегистрирован, то ему можно присвоить до 7 регионов.

Важно правильно задать сайту регион. Ведь в различных регионах поиска Яндекс использует различные формулы ранжирования сайтов, поэтому в разных регионах позиции сайтов могу отличаться. Не забывайте, что региона «Россия» как такового не существует, и если у вас множество региональных представительств, Яндекс рекомендует выделить каждый регион в отдельный поддомен вида region.site.ru.

Геозависимость поиска определяется на этапе обработки поискового запроса. Также пользователи могут самостоятельно указать поисковику отдавать предпочтения региональной выдаче:

Регион

Как правильно продвигать сайт в регионах, читайте в статье «Региональное продвижение сайта».

В следующей статье мы продолжим рассматривать основные технологии Яндекса, применяемые в поиске:

  • MatrixNet;
  • архитектура поиска;
  • оценка качества поиска;
  • поиск по блогам;
  • поиск для сайта;
  • и другое.
Комментариев нет
Просмотров: 2158
 

Оставить комментарий


Имя*
E-Mail (не публикуется)
Комментарий*