Devaka: Полностью отключить ссылки возможно, но это будет нелогичным решением


Сегодня в нашем блоге мы беседуем с Сергеем Кокшаровым, больше известным под псевдонимом Devaka, создателем и автором популярного в Рунете одноименного SEO-блога. Мы поговорим о насущных проблемах в SEO и разузнаем рецепт эффективной оптимизации от признанного эксперта отрасли. А начнем мы с вопроса, который волнует нас в последнее время все чаще.

— Со второй половины июня мы наблюдаем падение позиций в Яндексе по некоторым проектам. Сергей, заметили ли вы подобные изменения? С чем они могут быть связаны?

— Да, мы тоже наблюдаем большие изменения, причем немного раньше, примерно с 6 июня. В эти дни у некоторых веб-мастеров были случайные выпадения позиций, которые потом возвращались. Другие же после переписки со службой поддержки получали уведомления, что они используют запрещенные методы продвижения (накрутку поведенческих факторов). В этот же период был окончательный переход Яндекса на «Острова» (прим. авт. — островной интерфейс основной выдачи). Скорей всего, все в комплексе повлияло — выкатили новый интерфейс, вместе с ним подтянули накопленные в «бете» данные, либо просто часть статистики потеряли или поменяли. Причины больших изменений непонятны, но падения точно были, и за 2-3 апдейта многие еще не вернулись.

— Это может быть как-то связано с тем, что Яндекс перестал учитывать ссылочный фактор по ряду коммерческих запросов?

— После анонса Яндексом отключения ссылок в марте этого года мы с коллегами не наблюдали никаких существенных изменений в выдаче. Поэтому, либо ссылки уже и раньше вносили маленький вклад в этих тематиках, либо это было информационным «вбросом».

С другой стороны, как я уже говорил, в последние несколько апдейтов веб-мастера наблюдают большие скачки позиций, возможно, это как раз и связано с отключением ссылок. Но точно сказать мы не можем, данных пока мало, а официальную информацию, понятно, нам никто не предоставит. Будем наблюдать, я думаю в ближайшее время ситуация прояснится.

Стоит отметить, что по информационным запросам ссылки точно работают, это также можно заметить и в анализаторах ссылочных апдейтов, которые исходя из размещенных ссылок находят последнюю сработавшую в плане поиска акцептора по точному анкору ссылки.

— К вопросам о ссылках: в последнее время все чаще ходят разговоры о полной их отмене. Как вы относитесь к такому решению Яндекса?

— Ссылка может говорить о многом, и будет неверным отключать все ссылочные сигналы, разве что какую-то их часть. Например, представьте, что у человека есть серьезная проблема, и он просит рекомендаций у своих коллег на форуме, в ответ ему дают ссылку на другой сайт, где он может решить свою проблему. Автор вопроса будет благодарен за эту ссылку, а также все последующие, кто будет задаваться тем же вопросом, будут переходить по ссылке и решать свои проблемы. Если на одни сайты ставят такие ссылки, а на другие нет, то вполне логично, что мы должны различать эти сайты, или как минимум задаться вопросом — почему этот сайт никто никому не рекомендует, а вот этот (другой) рекомендуют очень часто. Яндекс не может отказаться от такого важного сигнала.

Другое дело, что мы зашумили этот сигнал и теперь алгоритмами сложнее определить, была ли сделана ссылка человеком и для человека. Но если это однозначно определяется, то ссылка должна вносить существенный вклад в ранжирование, особенно когда другие сигналы также подтверждают качество ресурса, на который ссылаются.

То есть полностью отключить ссылки возможно, в этом нет никаких проблем, но это будет нелогичным решением. Скорее, многие подобные заявления Яндекса — это лишь попытка управления мнением и корректировки стратегии оптимизаторов. Но это не значит, что мы должны продолжать бездумно покупать ссылки на биржах и надеяться, что когда-то сайт выскочит в ТОП. Ссылки — очень серьезный фактор, чтобы отдавать работу с ним автоматизированной системе.

— То есть вы бы не доверили продвижение автоматизированной системе? Ручной труд оптимизатора эффективнее?

— Да, если заботиться о качестве сайта, то тут тоже нужно подходить комплексно, качество должно быть во всем — и в контенте, и в ссылках. Автоматизированные системы могут лишь помогать производить какой-то анализ, собирать все данные в одно место, это правильно и нужно использовать, но окончательное решение не должен принимать робот, когда мы говорим о качестве. Ограничиваться лишь автоматом или ручным трудом не стоит, для большей эффективности лучше использовать и то и другое, где человеческая оценка будет в приоритете.

— Сейчас на рынке можно встретить предложения по накрутке поведенческого фактора. Одни считают, что это дешевый и эффективный метод продвижения, другие, что это опасная игра с поисковиком. Каково ваше мнение на это счет?

— Я придерживаюсь второго мнения, и тут есть логическое объяснение. Поведенческий фактор действительно важен и поисковики уделяют ему большое внимание. Однако если он идет вразрез с другими сигналами, или же поведение показывает нехарактерные признаки, то накрутками можно лишь испортить карму сайта и надолго потерять поисковый трафик. Уже было множество подобных примеров. Лучше совершенствовать свой сайт, товар или сервис таким образом, чтобы поведение пользователей само улучшалось, здесь можно «убить больше зайцев». Ну, и чтобы точно убедить в этой мысли, я также пытался накручивать ПФ, у меня и коллег, которые проводили аналогичные эксперименты, ничего не выходило.

— Какие еще можете порекомендовать методы работы с сайтом кроме ссылок?

— Так как для поисковых систем все факторы оказывают комплексное влияние, то рекомендую развивать сайт разносторонне, а не пытаться накрутить что-то одно. Например, будет полезно избавиться полностью от технических проблем, улучшить удобство использования сайта, предоставить посетителям рекомендационный сервис, размещать ссылки только там, где они будут полезны аудитории, постоянно наполнять сайт каким-то новым контентом.

— Вы уже много лет являетесь консультантом и аналитиком в области поисковой оптимизации, а какими сервисами вы пользуетесь в своей работе?

— Часто я разрабатываю собственные скрипты, так как бывают очень специфические задачи. Например, проверить для конкретной страницы на сайте частотный словарь, основанный на внутреннем анкор-листе. Для популярных задач я люблю использовать онлайн-сервисы, так как они не зависят от платформы. К примеру, позиции я проверяю SeoLib-ом, обратные ссылки с помощью Ahrefs и MajesticSEO, часто использую Alexa для оценки популярности сайта. Конечно же, всегда использую панели для веб-мастеров, системы аналитики от поисковиков, и некоторые другие сервисы, в зависимости от решаемых задач. Среди десктопных программ — Screaming Frog, Xenu, KeyCollector и FastTrust.

— Несмотря на бурное развитие поисковых систем, рынок SEO довольно стабильный. Как вам видится будущее SEO в Рунете? Произойдут какие-то изменения в предложении услуг или и через пять лет все по-прежнему будут покупать позиции и трафик?

— Многие компании не останавливаются лишь на SEO-услугах, а внедряют новые, например, анализ юзабилити и оптимизацию конверсии, е-mail-маркетинг, аудиты рекламных кампаний, разработку контент-стратегий, снятие санкций поисковых систем и многое другое. То есть классическое SEO с продвижением по позициям или трафику будет постепенно уходить с рынка, так как этим становится сложней управлять, да и клиентам, оказывается, это не очень нужно. Например, мы уже сейчас понимаем, что звонки важнее, чем позиции, а продажи важней, чем трафик или его источник. Другими словами, классическое SEO уже несколько лет трансформируется в комплексный интернет-маркетинг, просто само по себе оно уже не решает задачи клиента, не улучшает репутацию коммерческих сайтов. Но даже через пять лет, думаю, найдутся те, кто будет требовать позиции или прогонять сайты по каталогам.

Сергей, спасибо за интересную беседу!

Комментариев нет
Просмотров: 3577
 

Оставить комментарий


Имя*
E-Mail (не публикуется)
Комментарий*