Как смотреть статистику по “Not Provided“. Часть 1


К концу прошлого года мы все столкнулись с тем, что количество запросов в категории категории ”Not Provided” достигло практически 99%. Многие продолжили отслеживать трафик и конверсию с поисковых запросов в Яндекс.Метрике. Но буквально месяц назад Яндекс объявил о том, что шифрует рефералы на все 100% потока запросов. Сегодня мы публикуем перевод статьи Чандаль Ноласко да Сильва, в которой она раскрывает альтернативные методы получения запросов из “Not Provided”.

В последнее время, проходящее под знаком “Not Provided“, специалисты по поисковому маркетингу привыкают все больше полагаться на обходные пути. Все это напомнило пробуждение в фильме «Джонни взял ружье». SEO-специалисты вдруг оказались без рук, без ног и без каких-либо средств, чтобы бороться за выживание в голодных играх, устроенных поисковой выдачей Google.

И это понятно, ведь данные о ключевых словах, предоставляемые Google Analytics, помогали всем нам принимать действенные для наших компаний и клиентов решения. Они были полезны, поскольку давали точное понимание того, по каким именно словам клиенты находили нас, и как отличалось поведение разных пользователей при оперировании этими словами. Как только информация о поисковых запросах стала недоступной, начался новый квест: как заполнить пробелы в данных, необходимых специалистам по поисковому маркетингу для проведения анализа и принятия решений.

Ниже представлен полный обзор аналитических инструментов и методов, которые помогут вам восполнить информацию, более не предоставляемую сервисами Google.

“Not Provided” — крупнейшая потеря в истории поискового маркетинга

Если остались еще специалисты по digital-маркетингу, не заметившие все увеличивающейся доли значения “Not Provided“ в данных Google о ключевых словах в органическом поиске, суммируем ситуацию в нескольких строках:

  • В 2011 году компания Google начала использовать SSL-протоколы для шифрования поисковых запросов пользователей, авторизованных в сервисах Google (например, gmail), чтобы защитить пользовательскую конфиденциальность.
  • Хотя в Google Analytics по-прежнему отображаются результаты органического поиска, безопасный поиск означает, что в отчете теперь недоступны данные о ключевиках, использованных в поисковых запросах.
  • В 2012 году шифрование данных распространилось на пользователей не только сервисов Google, но и целого ряда браузеров; сейчас большинство браузеров по умолчанию шифруют пользовательские запросы.

Примечание: в статистике Google Analytics за значением “Not Provided“ сейчас скрывается почти 90% органического поискового трафика.

На практике это означает, что веб-маркетолог не может объяснить своим клиентам, по каким ключевым словам посетители нашли их сайт:

Google Analytics
Google Analytics: доля данных с пометкой “Not Provided” на одну сессию постоянно увеличивается. Скриншот сделан 22 июня 2014 года

Аналитические стратегии, компенсирующие наши потери

Инструменты и методы для борьбы с дефицитом информации о ключевых словах можно найти как в арсенале Google, так и во внешних источниках. Забавно, что многие инструменты Google позволяют в некоторой степени компенсировать потерю информации. Существуют и сторонние решения, которые способны помочь восполнить недостающие данные. Ниже приведены лучшие и наиболее известные аналитические решения для проблем, связанных со значением “Not Provided”.

Google взял, Google и дал: возможности собственных продуктов Google

Google AdWords и Google-инструменты для веб-мастеров. Ключевые слова, более не предоставляемые в Google Analytics, остаются в некоторой мере доступными для всех, кто запрашивает отчет «Поисковые запросы» (Search Terms Report) в Google AdWords (в версии API этот отчет по-прежнему называется search query performance report) или отчет Search Query Report в Google-инструментах для веб-мастеров.

В апреле все блоги, посвященные поисковому маркетингу, полнились слухами о том, что Google собирается закрыть данные о ключевых словах не только в Google Analytics, но и для платных пользователей AdWords. Ларри Ким (Larry Kim) довольно быстро прояснил ситуацию, сообщив на портале Search Engine Land, что для специалистов по поисковому маркетингу, которые раньше пользовались отчетами о поисковых запросах в AdWords, изменений будет немного.

Ларри пояснил, что ключевые слова будут по-прежнему доступны в AdWords и даже на сторонних PPC-платформах типа Acquisio. Единственное изменение: поисковые запросы больше не будут включаться в URL ссылки. Впрочем, советы этого раздела предназначены только для платных аккаунтов AdWords.

Google-инструменты для веб-мастеров (GWT) и AdWords всегда предоставляли информацию о ключевых словах, но, конечно, не могли сравниться с Google Analytics. Теперь, в связи с сокращением данных о ключевых запросах в органическом трафике, ценность этих инструментов выросла. Вот пример отчета GWT о поисковых запросах:

Из публикации о безопасном поиске в блоге Авинаша Кошика
Из публикации о безопасном поиске в блоге Авинаша Кошика. Скриншот сделан 28 июня 2014 года.

Отчет GWT о поисковых запросах показывает, сколько раз ваш сайт появился поисковой выдаче по заданному ключевику и сколько переходов вы получили по этому слову. Это крайне ценная информация для любого специалиста по поисковому маркетингу, но она не заменит то, что утрачено в Google Analytics.

Во-первых, отчет GWT базируется на ином наборе данных, чем информация Google Analytics. Второе существенное отличие в том, что этот отчет ничего не говорит о поведении посетителей на вашем сайте.

С учетом вышесказанного, если только вы не используете AdWords или GWT, давайте поговорим о возможностях Google Analytics.

Отчет «Страница входа» в Google Analytics. Раньше это считалось незаконным доступом к данным, однако отчет о целевых страницах связан, скорее, с пониманием работы фильтров Google Analytics. Что за метод я имею в виду? Это небольшое изменение настроек и формирования отчета в Google Analytics, которое позволяет «разблокировать» данные, скрытые за значением “Not Provided”, в отчете о целевых страницах.

Дэн Баркер (Dan Barker) написал об этом «взломе» данных Google Analytics в блоге на eConsultancy еще в 2011 году, когда на пункт “Not Provided” приходилось не более 33% данных. Дэн подробно рассказывает, как нужно поменять настройки Analytics, и подчеркивает, что такой обходной маневр позволяет владельцам сайта выявить ключевые слова, попавшие в группу “Not Provided”, и связать их со страницей входа. Пошаговые иллюстрации демонстрируют происходящие изменения:

not_provided

not_provided
Статья Дэна Баркера показывает разницу между обычным и «взломанным» отчетом «Страница входа». Скриншот сделан 28 июня 2014 года.

Как видно из приведенных скриншотов, сделанных до и после изменения настроек, бесполезный пункт “Not Provided” трансформировался в список страниц входа, в URL которых отражены ключевые слова.

Внимание: чтобы эта процедура оказалась такой легкой, в URL страниц вашего сайта должны быть встроены ключевые слова, релевантные с точки зрения поисковых запросов. Возьмем, например, строку “np-/cheap-laptops“ из приведенного списка. Если URL страниц вашего сайта не отличаются такой же четкостью и понятностью, описанный метод получения данных потребует гораздо больше усилий. Если URL у вас больше похожи на бессвязный набор символов типа .com/?wuzup+4p-en&prodid=184645, вы все равно можете воспользоваться отчетом о страницах входа, но тогда для полной картины вам придется установить соответствие с заглавным тегом каждой целевой страницы.

Пошаговую инструкцию по работе с отчетом о целевых вы можете найти здесь.

Теперь сделаем следующий шаг.

Авинаш Кошик (Avinash Kaushik) подробно рассказывает об отчетах по целевым страницам и предлагает настраиваемый шаблон отчета о страницах входа, но вам придется применить данные об органическом поиске в настройках, которые он предлагает. После того, как вы получите список страниц входа, Авинаш объясняет, как нужно «кликать» на ссылки, чтобы получить более подробную информацию о ключевых словах, направивших органический трафик на эту страницу.

К сожалению, значительная часть данных все равно не будет предоставлена, но, по крайней мере, некоторые ключевые слова вы увидите.

Данные о страницах входа
Данные о страницах входа, скрывающиеся за значением ”Not Provided” в Google Analytics. Скриншот сделан 22 июня 2014 года

Авинаш предостерегает веб-маркетологов, что ставить скудную информацию об оставшихся ключевых словах в основу SEO-стратегии опасно. Без данных о том, какие еще ключевые запросы скрываются за пометкой “Not Provided”, выводы будут базироваться лишь на предположениях и допущениях. Кроме того, он напоминает, что вы можете провести обзорный анализ и на основе отчетов по другим SEO-метрикам (уникальные посетители, показатель отказов, ценность посещения и т.д.), но ведь все предпочитают сегментацию, даже сам Авинаш.

Мы опубликовали лишь первую часть статьи, ее продолжение появится в самое ближайшее время в нашем блоге. Подпишитесь на рассылку и узнавайте первым новости SEO!

Комментариев нет
Просмотров: 2488
 

Оставить комментарий


Имя*
E-Mail (не публикуется)
Комментарий*