Сергей Людкевич: Пора начинать работать всерьез


Сергей Людкевич Сегодня мы решили задать несколько вопросов о уже наступивших и возможных последствиях отключения учета ссылочных факторов при ранжировании сайтов Яндексом Сергею Людкевичу. Известный специалист по SEO, супермодератор форума Searchengines.guru, один из лучших мастеров в области оценки методик ранжирования поделился с нами своим оптимистичным взглядом на будущее SEO-индустрии.

— Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь? Где работаете?

— Сейчас я, можно сказать, фрилансер, оказываю консалтинговые услуги для SEO-компаний и отдельных SEO-специалистов, консультирую их по наиболее сложным вопросам продвижения сайтов, возникающим в их работе.

— Как обстоят дела с проектом «Поисковая аналитика»?

— С мая 2014 года я не имею к нему никакого отношения, так что не могу сказать, что с ним происходит сейчас. Проект остался у тех компаний, которые в свое время его запустили. Но лично я никаких движений там не наблюдаю.

— Какова была основная идея этого проекта?

— Идея никогда не была секретом. Во-первых, это было объединение аналитических мощностей участников. Я был приглашен как раз для того, чтобы это объединение координировать. Во-вторых, идея заключалась в том, чтобы оказывать воздействие на рынок оптимизации, стимулировать его к развитию в лучшую сторону, сделать рынок SEO-услуг более привлекательным для клиентов. Но потом наши пути с организаторами разошлись, и теперь я занимаюсь «чистым» консультированием.

— Рынок SEO давно будоражит мысль о полной отмене ссылочных факторов. Как вы относитесь к такой перспективе, и каким будет SEO-продвижение без ссылок?

— К этому нужно относиться как к данности. Сейчас невозможно с абсолютной уверенностью сказать, отключили ссылочные факторы полностью или нет. Чтобы удостовериться в этом или опровергнуть данное утверждение, нужно снять все ссылки на достаточно большом числе проектов и посмотреть, изменится ли что-нибудь в их ранжировании. Но никто сейчас не может позволить себе такую роскошь. Ведь сделать это могут только крупные SEO-компании, а поступить так с клиентскими проектами – слишком рискованно. Но давайте посмотрим, что же мы имеем в реальности.

А имеем мы заявление сотрудников Яндекса о том, что ссылочные факторы почти полностью отключены. Речь идет о коммерческих запросах и о московском регионе. Причем заявлено, что отключены не только анкорные, но и статические факторы. Нам остается либо верить, либо нет этому заявлению и работать исходя из этой веры. Я склоняюсь к тому, что ссылочные факторы действительно были каким-то образом заменены другими. Специалисты, работающие на агрегаторы ссылок и ссылочные биржи, более скептически относятся к словам Яндекса и пытаются доказывать, что ссылочное окружение не отключено и продолжает работать. Причины их утверждений вполне очевидны.

Есть методика, о которой я писал в рассылке Searchengines.guru. Она позволяет убедиться в том, что ссылочные факторы действительно отключены. Не буду утверждать это на 100%, но скажу, что склоняюсь поверить скорее сотрудникам Яндекса, чем их оппонентам.

— Как сказалась отмена ссылочного окружения по коммерческим запросам на выдаче Яндекса?

— Понятное дело, что отключение ссылочных факторов (особенно масштабным оно было в июне) по некоторым запросам очень сильно повлияло на результаты выдачи. Многие сайты потеряли свои позиции – особенно те, кто концентрировался в своем продвижении в основном на ссылочных факторах.

— А как вы в принципе оцениваете перспективу того, что в дальнейшем ссылочного продвижения вообще не будет? Сейчас только по коммерческим запросам, но ходят разговоры, что в Яндексе планируют полностью отключить ссылки.

— Я не слышал о таких планах Яндекса. Они говорили, что ведется работа по подготовке отключения ссылок по всем коммерческим запросам. И они хотят не ограничиваться Москвой, а расширить это на регионы. Как отношусь? Опять же, это та реальность, с которой нам придется иметь дело. Можно ли сказать, что выдача как-то ухудшилась? На мой взгляд, нет.

— То есть вы склоняетесь к тому, что продвижение без ссылок станет повсеместным?

— Да, это вполне может стать реальностью. Другое дело, что, возможно, как-то опосредованно ссылки и будут учитываться. Но не в основном ранжировании, а как-то косвенно. Например, для выбора приоритетов при индексировании новых страниц сайта. Но как мощному фактору ранжирования, которым ссылки были на протяжении, наверное, лет десяти, скорее всего им приходит конец.

Биографическая справа

Окончил кафедру «Прикладной математики» и аспирантуру в Тульском госуниверситете, кандидат технических наук. С марта 2000 г. по апрель 2009 г. работал в маркетинговой группе «Текарт» в должности начальника отдела интернет-маркетинга, с мая 2009 г. по октябрь 2012 г. — начальник отдела исследования и аналитики корпорации РБС, параллельно с апреля 2010 г. по май 2013 г. — начальник отдела аналитики сервиса WebEffector. С мая 2013 г. по апрель 2014 г. — ведущий аналитик проекта «Поисковая аналитика». В настоящее время — независимый консультант по сложным вопросам продвижения сайтов в поисковых системах.

Сфера профессиональных интересов: исследование алгоритмов ранжирования поисковых машин, разработка методик поискового продвижения сайтов. Постоянный докладчик и участник круглых столов отраслевых конференций по продвижению сайтов в России и ближнем зарубежье.

— Вы работали и на стороне SEO-компании, и с автоматическими сервисами продвижения, как считаете, что эффективнее – автоматическое продвижение или ручное? И способна ли система заменить ручной труд оптимизатора?

— В текущих реалиях у автоматических систем шансов будет уже намного меньше. В отсутствии ссылочного фактора по коммерческим запросам приобретают большое значение коммерческие факторы ранжирования. А тут уже нужна непосредственная работа с сайтом. И я не представляю себе, как это можно автоматизировать. Впрочем, сейчас, после объявления об отмене ссылочного фактора ранжирования, начинают буйным цветом цвести многочисленные сервисы поведенческих факторов. Если Яндекс не допустит ошибки, которую он допустил в свое время с автоматическими ссылочными сервисами, думаю, тем придется тяжело. В обратном случае сервисы будут развиваться в этом направлении и, возможно, действительно будут способствовать продвижению и широко использоваться SEO-специалистами.

— По вашем мнению, ошибка Яндекса в том, что он вовремя не пресек биржи ссылок?

— Да, они в свое время не пресекли массовую торговлю ссылками. Я считаю, что у них были все инструменты и возможности, но они почему-то предпочитали закрывать на это глаза и в итоге упустили ситуацию настолько, что все усилия продвиженцев были направлены на улучшение ссылочных факторов. В действительности добиться видимых результатов без них было очень тяжело. Сейчас, как я понимаю, поисковые системы собирают много информации о поведении пользователей, пытаются за счет поведенческих факторов заменить ссылочные.

Если они и сейчас упустят развитие промышленного воздействия на эти факторы, то мы получим тот же самый виток. И поведенческие биржи просто заменят собой ссылочные.

— Какими сервисами аналитики вы сами предпочитаете пользоваться?

— В основном я пользуюсь сервисами, которые предоставляют сами поисковые машины: Яндекс.Вебмастер, Google Webmaster Tools, Метрика, Google Analytics. Из сторонних сервисов использую сервис для определения уникальности контента content-watch.ru.

— Как вы считаете, что будет с SEO через пять лет? Как изменится услуга по поисковой оптимизации?

— Все зависит от того, в каком направлении будут развиваться поисковые машины. Можно нарисовать массу сценариев. Например, если сервисы той же автоматической накрутки поведенческих факторов докажут свою актуальность, если с их помощью можно будет продвигать сайты, вполне возможно, что через пять лет все оптимизаторы будут писать задания для людей, которые будут посещать их сайты и эмулировать действия реальных пользователей. Но надеюсь, что этого не случится, и SEO будет идти в направлении серьезной и вдумчивой работы с сайтом, что не будет тех реалий, которые возникли в последние годы, когда оптимизаторов особо не волновало содержание сайтов. Что собой представляла работа оптимизатора? Он делал некую посадочную страничку, заказывал SEO-текст у копирайтера, покупал SEO-ссылки на биржах и таким образом продвигал эту страничку, зачастую достаточно успешно. Содержание и структура самого сайта, поведение пользователя, зашедшего на сайт, — все это его особо не волновало. Я надеюсь, что эти времена позади, и оптимизатор будет плотно сотрудничать с владельцем сайта, помогать делать из сайта хороший инструмент для продажи товаров и оказания услуг. Я искренне верю, что SEO будет идти в этом направлении. Конечно, здесь уже не будет места поточному бизнесу, к которому мы привыкли. Один оптимизатор уже никак не сможет продвигать 50-100 проектов параллельно. К чему это приведет? Повысится порог входа в профессию, оптимизатор будет серьезным специалистом уже не только в этой, но и во многих смежных областях. Так что я хотел бы верить, что через пять лет у нас будет именно такое SEO, профессия оптимизатора будет заслуженной, уважаемой и не такой маргинальной, как сейчас.

— Какая будет ваша основная рекомендация по продвижению сайта сейчас?

— Я рекомендую работать с сайтом, причем работать максимально вдумчиво. Надо понимать, что времена, когда мы могли быстренько что-то пошаманить, накидать текстов и ссылочек, пригнать каких-то посетителей для каких-то действий, уходят в прошлое. Пора задумываться именно о серьезной работе.

Сергей, благодарим вас за интересную беседу.

Комментариев нет
Просмотров: 2219
 

Оставить комментарий


Имя*
E-Mail (не публикуется)
Комментарий*