Суть поисковой оптимизации сводится к увеличению посещаемости ресурса, а следовательно – к росту количества обращений, заказов, покупок с него. Позиции сайта в поисковой выдаче – один из критериев для оптимизатора, постоянно работающего над улучшением сайта. А вот трафик – это уже важный для клиента показатель, по которому он оценивает успешность SEO. Перед началом сотрудничества клиент и оптимизатор приходят к соглашению по поводу KPI, по которым будет оцениваться эффективность и оплачиваться работа. Результаты отслеживаются в предоставляемых отчетах, составляемых на основе данных из систем сбора статистики.
Специфика SEO-работ такова, что заметный результат от вложенных усилий будет наблюдаться только через определенный промежуток времени, который нельзя назвать коротким. Однако общую динамику показателей и тенденцию к росту эффективности можно отследить на более ранних сроках. Ведь чаще всего именно в отношении SEO клиентам кажется, что ничего не происходит.
Какие данные помогают оценить эффективность продвижения?
Посещаемость сайта
Увеличение целевого трафика на сайт – одна из основных задач любого вида продвижения в онлайне, в том числе в SEO. Динамика роста посещаемости говорит о том, что работы ведутся в правильном направлении. Для молодых сайтов (существующих менее года) базовые работы по поисковой оптимизации для увеличения посещаемости – это:
настроенные ответы сервера при запросе поискового робота, которые показывают правильность обработки данных;
отсутствие дубликатов страниц, что помогает избежать конкуренции страниц сайта между собой и не влечет предупредительных мер со стороны поисковых систем;
Для роста посещаемости необходимо регулярно добавлять и оптимизировать новые страницы, прописывать теги, работать со сниппетами, наращивать семантическое ядро и т.д.
Рис.1. Рост показателей посещаемости сайта в Яндекс.Метрике
Рис.2. Рост видимости страницы сайта – показатели Яндекс.Метрики
Снижение видимости может происходить из-за критичных ошибок сайта (например, страница недоступна – ошибка 404), сезонного или временного спада (хотя во многих тематиках праздники и выходные, наоборот, приводят больше трафика), наложения фильтров Яндекса. В примере ниже спад вызван наличием дублей страниц и полного зеркала сайта в индексе поисковых систем. После устранения зеркала рост трафика возобновился.
Рис.3. Динамика видимости страницы сайта в Яндекс.Метрике
Видимость сайта в поисковых системах
Посещаемость сайта зависит от его видимости. Оптимизатор и клиент отслеживают определенный пул запросов. Чем лучше позиции сайта в органической выдаче по группообразующим высокочастотным (ВЧ) и среднечастотным (СЧ) запросам, тем больше вероятности собрать трафик в тематике. При этом не стоит забывать и об оптимизации низкочастотных (НЧ) слов, так как они могут оказаться более конверсионными, чем ВЧ или СЧ (например, НЧ запросы – модели товаров, представленных в интернет-магазине).
Запрос
Позиции при старте работ 10.02.2017
Позиции после 3 месяцев оптимизации 11.05.2017
Позиции после 9 месяцев оптимизации 11.11.2017
Позиции после 12 месяцев оптимизации 26.02.2018
заказать поликарбонат
23
11
4
2
купить сотовый поликарбонат
21
14
4
2
купить цветной поликарбонат
17
18
12
10
монолитный поликарбонат
16
31
2
6
недорогой поликарбонат
21
14
4
2
поликарбонат
21
17
10
8
поликарбонат москва
11
23
45
4
поликарбонат недорого
14
15
4
2
поликарбонат цена
18
21
14
6
стоимость поликарбоната
57
12
3
9
цены на сотовый поликарбонат
24
12
3
3
Рис.4. Изменение позиций сайта в Яндексе по ключевым запросам после 3, 9 и 12 месяцев продвижения
Увеличение брендового трафика
Известным компаниям с выстроенным позиционированием можно обойтись без увеличения данного типа трафика – их сайты и так в ТОПе по брендовым запросам. Однако для тех, кто только выходит на рынок или еще не занял устойчивой ниши, показатели брендового трафика чрезвычайно важны. Чтобы увеличить его объем, необходимо проводить обширную работу с внешними источниками: писать статьи в различные блоги, на медиапорталы и онлайн-ресурсы.
Если товары производителя широко представлены в магазинах дилеров, в этом случае по брендовым запросам крупные интернет-магазины и агрегаторы часто занимают позиции выше сайта бренда: у них шире ассортимент, больше поток посетителей, лучше поведенческие факторы – благодаря отзывам, оценкам, информационным полезным статьям и т.д. Поэтому важно постоянно работать над улучшением поведенческих факторов на сайте вендора (производителя), чтобы по брендовым запросам он ранжировался как минимум сразу после дилеров.
Конверсионность трафика и стоимость конверсии
Конверсия – это целевое действие, которое пользователь совершает на сайте. Чем качественнее входящий трафик, тем выше конверсия. Данный показатель зависит не только от работы оптимизатора. Качество самого сайта также имеет большое значение – особенно, если речь о коммерческих ресурсах, созданных для прямой продажи товаров и услуг.
«Нормальной» конверсией в SEO считается показатель в 1%. Эта цифра, как правило, не дотягивает до контекстной рекламы, но значительно превосходит прямой трафик.
ROI
Или коэффициент возврата инвестиций. Показатель можно вычислить для отдельных товаров (товарной группы), одного канала продвижения или всей рекламы в совокупности.
Стандартная формула для расчета выглядит так:
ROI = (Доход от вложений за период - размер вложений за период) / размер вложений за период
Рис.4. Пример расчета ROI по категориям для интернет-магазина детских игрушек
В SEO это одна из самых ненадежных метрик для оценки эффективности, т.к. на показатель влияет множество внешних факторов и выделить действие одного из них бывает чрезвычайно сложно.
Контроль ROI возможен в PPC-каналах – например, контекстной рекламе с ее системой оплаты за клики. В SEO же необходима постоянная работа по улучшению сайта, его видимости в поисковых системах и анализ по окончании всего периода продвижения, а не ежемесячный подсчет ROI.
Основные метрики для оценки SEO
Основных метрики в SEO три:
позиции сайта (если мы договорились, что наш KPI – позиции) – динамику поможет отследить сервис Allpositions.ru;
трафик – данные собираются из Яндекс.Метрики и Google Analytics;
настроенные цели (тоже в Яндекс.Метрике и Google Analytics).
Анализ полученных результатов покажет текущее состояние сайта, динамику развития ресурса, эффективность поисковой оптимизации, а также позволит сравнить эти работы с другими каналами продвижения. Детализация и глубина представленных в отчете данных зависит от бизнес-задач и согласованного с клиентом пула работ.
Отметим, что KPI в SEO может быть таким, какой вам необходим. Для нового препарата от гриппа – максимальное число посетителей, для магазина – заказы и звонки, для форума – количество регистраций. Анализируя данные, помните о том, что в SEO-работах важнее тенденции и динамика, нежели просто цифры, достигнутые в конкретный момент времени. Сравнивайте схожие периоды разных лет и учитывайте сезонность.
Мы используем файлы «cookie» для улучшения пользования веб-сайтом, персонализации, а также в статистических и исследовательских целях. Если вы продолжите пользоваться нашим сайтом, то мы будем считать, что вы согласны с использование cookie-файлов. Подробнее - о нашей Политике по работе с персональными данными.
ПАО «МТС» – ведущая компания в России и странах СНГ по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания, цифровых сервисов и мобильных приложений, финансовых услуг и сервисов электронной коммерции, а также конвергентных ИТ-решений в сфере системной интеграции, интернета вещей, мониторинга, обработки данных и облачных вычислений.
«МегаФон» — федеральный оператор связи, занимающий ведущие позиции на телекоммуникационном рынке в России и мире. Компания и ее дочерние предприятия работают во всех регионах России, в республиках Абхазия, Южная Осетия и Таджикистан. В ГК входят ПАО «МегаФон», «МегаФон Ритейл», NETBYNET, Yota и другие представители сферы ИТ и телекоммуникаций
ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») оказывает интегрированные услуги сотовой и фиксированной связи, проводного и беспроводного высокоскоростного доступа в интернет, а также IP-телевидения физическим и юридическим лицам.
Прошло более 80 лет с тех пор, как в 1928 году увидел свет первый грузовой автомобиль Volvo. Сегодня Volvo занимает одно из лидирующих мест в мире по производству тяжелых грузовиков, способных обеспечить надежные грузовые перевозки для наших клиентов на всех континентах.