Подвал сайта – блок дополнительных возможностей
Электронная почта: sales@iseo.ru


Сквозной блок, расположенный в нижней части всех страниц сайта, не зря назвали «подвалом» (футером): в нем, как в настоящем подвале дома, содержится масса полезной информации для посетителя, которую должно быть легко достать, протянув руку (кликнув мышью). Как и другие «функциональные помещения», подвал способен подталкивать пользователя к взаимодействию с сайтом, поэтому он важен с точки зрения поисковой оптимизации. Рассмотрим, как следует оформлять футер и каких ошибок следует избегать.
Визуальное оформление
Важно, чтобы футер был выдержан в стилистике сайта и служил его гармоничным элементом.
Пример – сайт

И футер поддерживает тему водной стихии:

Блок подвала не стоит делать крупнее 1/3 всей площади страницы – этот элемент не должен «перебивать» основной контент, превосходя его по объему. Поэтому наполнять футер нужно внимательно.
Рассмотрим основные элементы футера и разницу между наполнением подвалов коммерческих и информационных сайтов.
Наполнение футера
Выбирая, какие элементы разместить в подвале, отталкивайтесь от цели ресурса и значимости информации для пользователя. Поставьте себя на место своего клиента: что он должен узнать и увидеть в первые минуты контакта с сайтом – таким сведениям и отдавайте приоритет.
- Навигационные ссылки. Просматривая сайт, мы прокручиваем страницу вниз – и в случае бесполезности обнаруженного контента («Надо долистать до конца, вдруг самое важное внизу»), и если сразу находим интересующую нас информацию («Надо дочитать, чтобы узнать подробности»).
В обеих ситуациях мы попадаем в футер сайта.В первом случае подвал способен все-таки помочь найти пользователю то, что он ищет: другие разделы каталога, блог с отзывами... Во втором – довести до конверсии, когда потенциальный покупатель уже совершил выбор и хочет сразу попасть в раздел о доставке или оплате. - Помимо навигационных ссылок, в футере полезно размещать ссылку на HTML-карту сайта для удобного поиска информации. Карта должна отражать иерархическую структуру сайта и содержать HTML-ссылки на все основные страницы и разделы. Ее важно обновлять при появлении новых страниц.
Rockets.coffee, торгующие чаем, кофе и аксессуарами, отражают структуру и все основные направления своей деятельности в футере сайта:
Здесь же мы видим навигационные ссылки на основные разделы:
Контактная информация. В одном случае целесообразно размещать краткую, в другом – полную контактную информацию. Для В2С сайтов достаточно краткой формы: адрес, e-mail, телефон. Если сайт рассчитан также на В2В аудиторию, укажите юридический и фактический адреса, e-mail, факс, режим работы и другие сведения, важные для ваших партнеров.
На сайте должна быть отдельная страница с подробными контактными данными компании, сведениями о юридическом лице и т.д., но футер – идеальное место для указания приоритетных способов связи с вами. И не забудьте убедиться, что сведения в футере совпадают с информацией в разделе «Контакты».
Форма обратной связи или подписки. Элемент, настолько же полезный для пользователя, как и контакты. Позволяет оперативно оставить заявку, отправить запрос, подписаться на новости или рассылку, а компании – получить данные потенциального клиента для последующего взаимодействия с ним. Размещенная в футере, такая форма доступна пользователю на всех страницах сайта, что повышает вероятность конверсии.
Форма обратной связи должна быть простой и понятной – не пытайтесь вместить сюда несколько полей, как при регистрации пользователя. Достаточно имени, номера телефона и (или) e-mail.
Интернет-магазин Adrenalin.ru добавил в футер форму подписки на свою рассылку. Интересуясь помимо контактных данных пользователя его гендерной принадлежностью, компания, вероятно, выстраивает стратегию рассылок, адресуя разные предложения магазина пользователям разного пола:
Размещая на сайте любые формы для указания данных пользователя, помните о том, что вы должны ознакомить его с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных. Ссылки на эти разделы и документы можно разместить здесь же:
Кнопки социальных сетей. Если у вашей компании есть действующие страницы в соцсетях, разместите ссылки на них в подвале. Активные переходы пользователей по кнопкам социальных сетей влияют на восприятие сайта поисковиками, повышая его позиции в выдаче. Не стоит добавлять ссылки на социальные сети, которые вы создали «для галочки» и за актуальностью которых не следите, – в этом случае вы скорее оттолкнете посетителя.
Информация о копирайте. Копирайт – сведения об авторском праве на всю информацию, представленную на сайте. В этом поле должен быть указан текущий год, чтобы у пользователя не возникло впечатления, что ресурс давно не обновлялся:
Дополнительные элементы, которые можно разместить в футере:
-
Карта проезда или ссылка на нее.
-
Блок поиска по сайту. Облегчает пользователю путь до желаемого действия, особенно в случае больших сайтов, на которых сложно визуально отобразить весь ассортимент или создать большое количество фильтров.
-
Юридические данные компании или ссылка на них. Элемент, повышающий степень доверия к сайту и компании в целом.
-
Счетчики статистики.
Ошибки в организации футера
- В копирайте указан неактуальный год. Ошибка возникает, если разработчик указал год создания ресурса при его запуске, а далее не обновлял эту информацию. Старые даты подрывают доверие пользователей, вызывая ощущение «заброшенности» сайта и сомнения в актуальности представленной на нем информации.
- Слишком мелкий шрифт, делающий информацию нечитабельной. Как следствие – пользователь просто не обращает внимания на подвал, что делает этот элемент сайта бесполезным.
- Отсутствие организации пространства. Необходимо структурировать информацию футера – приветствуется представление в столбцах, пустые пространства, выделенные блоки.
- Перегруженный футер. Необходимо выбрать только те элементы, которые отвечают целям сайта. Их мы рассмотрели выше.
Коммерческий сайт и информационный ресурс: отличия в футере
Итак, футер нельзя перегружать большим количеством информации, выбирая именно те элементы, которые помогут достичь целей сайта. Цели информационных и E-commerce ресурсов разные – следовательно, их подвал тоже можно оформлять по-разному.
Владельцу коммерческого сайта важно наладить коммуникацию с пользователем и привести его к покупке. Для этого в футере размещают:
- подробные контактные данные (телефон, почта, карта проезда и т.д.);
- формы обратной связи, позволяющие клиенту задать вопрос о товаре или заказать обратный звонок (если сайт просматривается в нерабочие часы магазина);
- формы подписки на новости, акции магазина;
- дополнительную информацию о доставке и оплате;
- карту проезда (если у компании есть офлайн-точки).
Ссылки на статьи и удобная структуризация по типу помещений на Remont.castorama.ru позволяют пользователю, дочитав одну статью, сразу из футера перейти в другой интересный ему раздел. Это увеличивает время нахождения на сайте.

Информационным сайтам полезно показывать в футере:
- развернутую структуру разделов;
- сведения для рекламодателей;
- условия использования сайта и его материалов;
- кнопки социальных сетей – в них пользователи активнее всего делятся интересными статьями, фото и видео.
Например, футер «Сноба» объемный, но выдержан в стилистике сайта как визуально, так и текстово, охватывает все основные разделы ресурса и дает читателям, партнерам, рекламодателям возможность быстрой связи с редакцией:

Получить консультацию по нашим продуктам

Подпишитесь на них.
Популярное в блоге
Поисковая оптимизация сайта
События
Google и Яндекс
SEO бюджет
Социальные сети
Интернет-магазин
Контекстная реклама
Контент-маркетинг
Повышение конверсии
Продвижение сайта
Интернет-маркетинг
Интервью
Полезные сервисы

Мы используем файлы «cookie» для улучшения пользования веб-сайтом, персонализации, а также в статистических и исследовательских целях. Если вы продолжите пользоваться нашим сайтом, то мы будем считать, что вы согласны с использование cookie-файлов. Подробнее - о нашей Политике по работе с персональными данными.
ПОИСКОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ
САЙТОВ И SMM