Релевантность: как угодить пользователю и поисковым системам
Электронная почта: sales@iseo.ru

В процессе продвижения SEO-специалисты находят и устраняют технические недочеты, оптимизируют тексты и теги и производят массу других манипуляций, чтобы привести сайт в соответствие требованиям поисковых систем. Но когда исправление найденных ошибок не приводит к желаемому росту позиций, возможно, причина в низкой релевантности.
Релевантность подразумевает максимальное соответствие сайта или его отдельных страниц интересам пользователя, ищущего информацию. Чем полнее сайт отвечает на запрос в строке поиска, чем лучше он наполнен актуальной и структурированной информацией, тем больше шансов у такого ресурса оказаться на первой странице органической выдачи.
Особенности оценки сайтов
Релевантность вычисляют сложные алгоритмы поисковых систем, для обучения которых используются оценки асессоров – экспертов, анализирующих сайты по множеству критериев и присваивающих им по результатам проверки статус «Релевантный+», «Релевантный-» или «Нерелевантный». Помимо общих факторов – наличия контактов, формы обратной связи, полноты и актуальности информации, – с 2011 года Яндекс использует дополнительный алгоритм для оценки релевантности сайтов по коммерческим запросам.
Он учитывает следующие факторы:
- широта ассортимента;
- подробная контактная и информация об условиях доставки;
- сведения о гарантиях, предоставляемых продавцом;
- информация о бренде, компании – фактор, влияющий на доверие.
Например, страница сайта магазина свадебных платьев в Москве будет релевантна запросу «купить свадебное платье в Москве» при соблюдении нескольких условий:
- оцениваемая страница является разделом каталога интернет-магазина свадебных платьев;
- ассортимент свадебных платьев достаточно обширен, чтобы соперничать в выдаче с сайтами конкурентов в данном регионе (при этом имеет значение наличие товара в магазине);
- у интернет-магазина есть физический адрес (салон) в Москве, либо магазин осуществляет бесплатную доставку в Москву (в случае платной доставки странице присваивается другая степень релевантности);
- на сайте легко найти цену (т.к. речь о функционале онлайн-магазина), условия покупки/доставки, саму кнопку «купить/заказать», информация структурирована, понятна и легко воспринимается пользователем.
Обратите внимание, ассортимент и наполненность разделов очень важны. То есть два схожих магазина-конкурента, предлагающих свадебные платья одних марок по одинаковым ценам, при прочих равных будут иметь разные позиции в поиске. Если Магазин А имеет ассортимент из 500 платьев, регулярно пополняет товарные запасы и все предлагаемые модели можно купить в любой момент, а Магазин Б предлагает 100 нарядов, не успевает отслеживать «out-of-stock» и товары в нем часто приобретают статус «нет в наличии», Магазин А всегда будет выше в поисковой выдаче. Конечно, при условии, что уровень цен, условия доставки и само техническое исполнение сайтов конкурентов одинаковы.
Таким образом, если все технические проблемы сайта решены, оптимизированы теги, заголовки, тексты, рекомендуем направить усилия на расширение представленной на сайте информации, которая интересна и полезна пользователям.
Пример
Проанализируем спрос по запросу «автокредит» – что интересует пользователей по данной теме.
Рис. 1. Список наиболее частотных запросов, которые ищут вместе со словом «автокредит», согласно Яндекс.Вордстат
Рассмотрим страницу сайта вне ТОП-10, имеющую низкую релевантность:
https://www.cetelem.ru/avtokredit/
Рис. 2. Скриншот главной страницы сайта банка, предоставляющего автокредит
На первом экране мы видим заголовок «Автокредитование» – это правильно и обоснованно с точки зрения SEO. Ниже – логотипы автомобильных брендов с названиями кредитных программ, которые не дают представления об услуге, поскольку они не релевантны запросу «автокредит».
В правой колонке – 2 блока с ссылками на другие страницы сайта, потенциально содержащими полезную информацию по данному запросу. Но дело в том, что эта информация будет полезна пользователю лишь после того, как он сделает выбор в пользу данного сайта, а не при переходе напрямую из выдачи.
Под списком логотипов представлен текст, в котором из полезной информации можно выделить лишь преимущества банка и номер телефона:
Рис. 3. Пример главной страницы сайта, нерелевантной запросу «автокредит»
На странице нет калькулятора (запрос на первом месте по частотности – см. Рис. 1), условий автокредита (второй и третий по частотности), процентной ставки или возможности оставить заявку онлайн.
Программы автокредитования представлены в виде логотипов, и для получения информации по каждой необходимо переходить на отдельные страницы. Из-за отсутствия подзаголовка и более содержательных подписей неочевидно, что речь о программах автокредитования.
А теперь рассмотрим страницу из ТОП-10: https://www.vtb24.ru/autocredit/
Рис. 4. Пример релевантной запросу «автокредит» страницы сайта банка
Здесь мы сразу видим релевантную информацию – процентные ставки, госсубсидия, краткие условия (срок, сумма кредита), мотивирующий подзаголовок – «Рассчитайте ваш автокредит».
Ниже идет подробный онлайн-калькулятор для расчета и кнопка «Оставить заявку».
Рис. 5. Пример онлайн-калькулятора для расчета кредита на сайте
На этой же станице доступен список программ автокредитования с основной информацией по каждой – ставка, размер кредита и первого взноса. Названия программ кликабельны.
Рис. 6. Описание программ кредитования – полезной информации, повышающей релевантность страницы
На основании перечисленного данная страница отвечает интересам и основным вопросам пользователей по запросу «автокредит». Это позволяет занимать ей почетное место в ТОП-10 Яндекса по рассматриваемому высокочастотному запросу.
В следующем материале мы перечислим конкретные действия, которые позволят повысить релевантность сайта и обойти конкурентов в поиске.
Получить консультацию по нашим продуктам

Подпишитесь на них.
Популярное в блоге
Поисковая оптимизация сайта
События
Google и Яндекс
SEO бюджет
Социальные сети
Интернет-магазин
Контекстная реклама
Контент-маркетинг
Повышение конверсии
Продвижение сайта
Интернет-маркетинг
Интервью
Полезные сервисы

Мы используем файлы «cookie» для улучшения пользования веб-сайтом, персонализации, а также в статистических и исследовательских целях. Если вы продолжите пользоваться нашим сайтом, то мы будем считать, что вы согласны с использование cookie-файлов. Подробнее - о нашей Политике по работе с персональными данными.
ПОИСКОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ
САЙТОВ И SMM