Трудности переноса: как сменить домен или CMS сайта
Каждый владелец сайта рано или поздно сталкивается с необходимостью переноса ресурса. Причин может быть множество: от смены хостинга до полного редизайна, доработки функционала или смены системы управления (CMS) и выгрузки обновлений на рабочий сайт. Хотя каждый ресурс требует внимательного анализа и подготовки к процессу переезда, существуют общие «подводные камни», на которые можно наткнуться, если переносить сайт неправильно.
Приводим чек-лист, который поможет проверить, правильно ли осуществляется перенос. Помимо технических аспектов укажем на моменты, важные с точки зрения SEO.
Технические нюансы
- Важно сделать полную копию всех файлов старого сайта и базы данных (БД). При этом необходимо удостовериться, что копия базы данных полная и рабочая. Если БД сохраняется в архив (например, gzip), его нужно обязательно проверить.
Скачать файлы с FTP сайта. Их может быть много, поэтому скачивание может занять от нескольких часов до целого дня. Для скачивания можно воспользоваться программами FileZilla, WinSCP или командной панелью хостинга.
Сделать копию базы данных. Для этого можно использовать phpMyAdmin, Sypex Dumper или любую другую программу для экспорта БД.
- Чтобы произвести экспорт базы данных, нужно знать логин и пароль пользователя MySQL (их можно найти в командной панели хостинга), а также название базы данных, которую использует сайт, так как на сервере их может быть несколько. Название базы данных указано в конфигурационном файле сайта.
- Если перенос сайта не подразумевает смену CMS, функционала или внешнего вида, новые файлы переносим в папку с нужным доменом и выполняем импорт базы данных.
- Если переезд подразумевает смену CMS, процедура будет более сложной. Чаще всего в различных CMS для реализации шаблонов внешнего вида используются разные технологии и функции для работы с ними. Перенос может занять некоторое время, поэтому создание нового сайта должно проходить на тестовом сервере, чтобы старый сайт не прекращал работать.
Существуют множество разнообразных CMS. Некоторые созданы специально для интернет-магазинов (OpenCart, CS-Cart, PrestaShop) или для сайтов-визиток без базы данных (GetSimple, Monstra, Nanote, Stacey). Но есть и универсальные CMS, на которых можно реализовать любой нужный функционал: Drupal, Joomla, HostCMS, MaxSite CMS, MODX, WordPress, 1С-Битрикс.
- При выборе CMS советуем предпочесть наиболее популярные, с которыми умеет работать большинство специалистов, что упрощает задачу по поиску подрядчиков для проведения необходимых работ по сайту. Если принято решение создавать собственную CMS «с нуля», уделите большое внимание составлению технического задания. Новая разработка должна полностью сохранить весь функционал существующей CMS — как клиентскую, так и административную часть.
- Не стоить использовать плагины для переноса. Как правило они не упрощают, а усложняют процесс, так как база данных сайта может существенно отличаться от шаблонной, и в результате автоматического переноса возникнут ошибки: от критических (сайт не открывается, ошибки в админке, неправильно выводятся некоторые материалы) — до существенно увеличивающих время обработки запросов к базе и, как результат, время загрузки страницы.
- Нужно понимать, что для каждого конкретного сайта требуется индивидуальный подход к процедуре переноса. В первую очередь требуется анализ базы данных и запросов к ней, а также функционала и принципов взаимодействия с ним.
Что важно с точки зрения SEO
- Не стоит переносить сайт в конце рабочего дня в пятницу, оптимально — делать это в начале или середине недели, чтобы все проверить и обнаружить возможные ошибки.
- Обратить внимание, чтобы случайно не перенести закрывающий robots.txt.
- Если существовала старая версия сайта, сделайте 301-й редирект, желательно — постраничный или хотя бы перенаправляющий на корневой раздел каталога. Это позволит передать историю ссылки и поведенческие факторы страниц новому сайту. При переносе и так бывает проседание трафика на 20-30%, а без 301-х редиректов можно потерять до половины трафика и больше.
- Иногда при переносе ненужные старые страницы (неактуальные новости, технические «огрызки» и т.п.) остаются доступны, потому что с них не настроен корректный ответ сервера 404. Когда старый сайт отключен, у поисковой системы нет повода удалять такие страницы. Итог — в поиске продолжают существовать новая версия сайта + страницы старого в старом дизайне, причем поиск старой версии затруднен. От таких страниц довольно сложно избавиться.
- В популярных крупных интернет-магазинах старые товары, снятые с производства, не принято удалять с сайта. Гораздо разумнее с точки зрения SEO оставить их характеристики, описание и предложить подходящую замену — товары-аналоги. Это позволяет получать из трафика дополнительные конверсии.
После переноса
Как только вы перенесли сайт на новый домен, проверьте:
- Внешней вид сайта: полностью ли сохранен дизайн всех элементов и стилей.
- Мобильную версию и адаптивную верстку.
- Работу всего основного функционала: пагинация, хлебные крошки, поиск, калькуляторы стоимости, фильтры для статей и товаров, корзина, личный кабинет и т.д.
- Сохранена ли структура.
- ЧПУ: адреса страниц должны быть понятными и не содержать нечитаемых символов.
- Работу панели администратора: убедитесь, что на новой CMS есть возможность добавлять и редактировать все типы материалов сайта, а также менять их свойства — например, теги H1, Title, Description.
- Целостность базы данных, время выполнения запросов после переноса и кодировку.
- Время загрузки страниц: для проверки можно использовать инструмент Google PageSpeed Insights.